Мне пришло следующее письмо от одной мамы. Это конструктивная критика - пожелания - нашего письма. "Выскажу своё скромное мнение.
Очень правильно, что вы упомянули опыт деревни <Светлана>. Но мне кажется, стоит ещё в основной части, которую вы мне прислали, упомянуть об организации для взрослых людей с СД, живущих в семьях, неких учебных заведений типа реабилитационных центров, где бы их могли обучать какой-нибудь полезной деятельности, хотя бы самой простой, но востребованной, и где бы они просто общались. Ну и, конечно, с возможностью трудоустройства. Опыт такой есть (по-моему, Псков, Донецк, Москва; к сожалению, быстро удалось найти только один документ, который и посылаю).
<я этот документ привожу здесь ниже>
Я, например, была бы согласна, чтобы мой ребёнок помогал ухаживать за больными или за детьми в Доме ребёнка, поливал растения, работал уборщиком - что сможет! И сама была бы согласна учиться и работать вместе с ним, насколько это необходимо, и помогать обучать его. Конечно, у всех родителей разные возможности и пожелания, но нужно с чего-то начинать.
И ещё - там, где совершенно справедливо говорится о неумении и нежелании многих дефектологов работать с детьми с поведенческими проблемами, мне кажется нужно хотя бы очень кратко упомянуть о тех, кто является примером совершенно противоположного - те же, уже упомянутые мною в ответах на вопросы анкеты, Августова Р.Т. и Бороздин А.И.; наверно, можно назвать и другие фамилии. Конечно, талант нельзя тиражировать, но нужно, чтобы каждый студент-дефектолог знал о таких книгах как <Говори! Ты это можешь> и <Этюды абилитации>. И тогда, я думаю, что такой специалист десять раз подумает, прежде чем отказаться заниматься с неугодным ему ребёнком.
Я бы ещё обратилась к высокой аудитории с просьбой - очень хочется, чтобы общество, то есть люди вокруг, были добрее к нашим детям, терпимее и дружелюбнее. К сожалению, бывают случаи, когда хочется спрятать своего ребёнка и уже не хочется никакого общения. Запомнилась наша с Данилой прошлогодняя поездка. Мы с ним впервые ездили на море. Дорога туда и обратно отличались как небо и земля. Туда мы ехали в купе с молодой женщиной и мальчиком лет 5-6. Мальчишка слегка поддразнивал Даньку, немного задирал его, но это было по-доброму, не обидно. Всю дорогу они общались, и мы с его мамой тоже всю дорогу разговаривали. На обратном пути с нами в купе тоже ехали молодые женщины с детьми, помладше Даньки. Нас не обижали - нас для них просто не было. Данила мой бедный ничего не мог понять - ведь по пути туда было так весело. Он пытался как-то обратиться к соседям, но в ответ было только ледяное молчание. Я, конечно же, сразу пресекала такое <общение> и старалась сама занять его чем-то. Но общения только с мамой ему было совершенно недостаточно. Может, я и сама не права, и нужно было попытаться что-то объяснить этим людям, но об этом я подумала уже потом, а там, несмотря на всю мою <закалённость>, была только обида. Так и ехали от Туапсе до Самары. Ясно, что по команде общество не подобреет. Но хотелось бы, чтобы хотя бы эти люди - участники <Круглого стола> и их семьи помнили насколько это важно, и были добрым примером для других. Простите, Оля, что рассказала вам эту невесёлую историю. Понимаю, что она не добавит вам оптимизма, но раз уж вы взяли на себя такой нелёгкий труд, придётся вынести и это. (Мне кажется - Ванечка ваш такой лапочка, что просто не может вызвать подобной реакции у кого бы-то ни было. Вообще, все детки на форуме очень симпатичные. Очень надеюсь, что родители сохранят тот оптимизм, который есть у большинства форумчан)
Ещё мне показалось, что фраза <мы не чувствуем поддержки:> - звучит очень уж резко. Конечно, это во многом справедливо, но понимающие медики и хорошие педагоги тоже есть. И сейчас уже не всем поголовно предлагают отказываться от своих детей. Что ни говори, ситуация сейчас получше, чем 10 лет назад, и об этом тоже можно упомянуть, чтобы не быть несправедливыми, и не создавать впечатление, что начинать нужно с нуля. Движение всё же есть, но оно недостаточно.
И последнее - будут ли это письмо зачитывать вслух или оно будет просто напечатано и передано? Мне кажется, читать вслух и воспринимать на слух его тяжеловато - предложения длинные, некоторые слова трудные. Да, Оля, а вы не посылали это письмо и вопросы анкеты Оле Литвак (на страничке Сообщества - <Оля и Василёк>)? - Ольга мама многоопытная, и к тому же - филолог. Но это уже так - моё скромное мнение. Понимаю, что критиковать всегда легче, чем делать дело. Вообще, вы большие молодцы!
Простите мою многословность, не получилось короче. Удачи вам! Буду ждать вестей. Евгения."
ДОКУМЕНТ
Международная конференция "Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью»
27-28 Апреля 2006 года ФГУ СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава совместно с Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, Международной Ассоциацией научных исследований в области умственной отсталости, Профессиональным реабилитационным центром, МОО «Человек и его здоровье» провел Международную конференцию «Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью».
На Международной конференции «Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью» обсуждались вопросы: профессиональная реабилитация молодежи с умственной отсталостью, работа и участие в общественной жизни, производственная адаптация и поддерживаемое трудоустройство в открытом рынке труда, работа в специализированных мастерских.
Программа конференции включала выступления 9 зарубежных участников и 12 российских. Доклады касались деятельности различных учреждений по подготовке к труду и включению в труд инвалидов с умственной отсталостью: учреждений социальной защиты (бюро МСЭ, ФГУ СПБНЦЭР им. Альбрехта, центры социального обслуживания, центры социальной реабилитации, детские дома-интернаты, психоневрологические интернаты, специализированные мастерские для инвалидов), образования (коррекционные школы 8 вида, учебно-производственные комбинаты), здравоохранения (центры реабилитации, центры восстановительного лечения «Детская психиатрия», «Психиатрия»), общественных организаций и фондов (негосударственные центры, центры лечебной педагогики), службы занятости. Зарубежные участники представляли Международную ассоциацию исследователей в области умственной отсталости, реабилитационные центры и центры содействия трудоустройству инвалидов из Великобритании, Нидерландов, Италии, Швеции, Австралии, Хорватии. Российские участники представляли учреждения реабилитации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Томска, Пскова, Архангельска.
Всего зарегистрировались на конференции 104 участника, из них 10 зарубежных.
По завершении конференции была принята резолюция, содержащая конкретные предложения для органов управления различных уровней, учет которых будет способствовать совершенствованию трудового устройства инвалидов с умственной отсталостью.
Резолюция
Международной конференции
«Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью» Санкт-Петербург, 27-28 Апреля 2006 года
Итоги работы конференции свидетельствуют об актуальности проблем трудоустройства лиц с умственной отсталостью и нерешенности многих аспектов этой проблемы в России. Участники конференции представляют учреждения различной ведомственной подчиненности различных регионов России, а также зарубежных стран, работающие с данным контингентом инвалидов и обеспечивающие этапы профессиональной реабилитации, начиная от профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, заканчивая трудоустройством.
На примере конкретных учреждений (систем образования, здравоохранения и социальной защиты) установлено, что в создавшейся социально-экономической ситуации в открытом рынке труда сложилась практика трудоустройства инвалидов в основном с легкими интеллектуальными нарушениями. Инвалиды же с более выраженными интеллектуальными и психологическими нарушениями работают, как правило, в лечебно-производственных мастерских при психоневрологических диспансерах или интернатах. Многие лечебно-производственные мастерские закрываются не имея достаточной поддержки государства. Специализированные производства для включения в производительный труд инвалидов с умственной отсталостью практически отсутствуют, что не позволяет данной категории инвалидов работать при второй степени ограничения к труду. Определенная часть из этих инвалидов могла бы работать и в открытом рынке труда при определенной поддержке, но такая форма трудоустройства также отсутствует.
Как показал анализ рынка труда, имеется достаточно возможностей и вакантных мест для трудоустройства молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями. Однако работодатели не подготовлены к трудоустройству данного контингента молодых людей. Путем целенаправленной работы необходимо изменять мнение предпринимателей, врачей-психиатров и врачей-экспертов, педагогов и других специалистов, работающих с инвалидами с интеллектуальными нарушениями, родителей о возможностях данного контингента инвалидов в плане трудоустройства в открытом рынке труда.
В развитых странах мира имеется разнообразие правовых, финансово-экономических и организационных форм трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями. В настоящее время имеются эффективные технологии трудоустройства данной категории инвалидов как в открытом рынке труда, так и в специально созданных условиях. И эти технологии позволяют вовлекать в трудовую деятельность инвалидов с различными степенями умственной отсталости и ограничениями способности к труду.
Учитывая все вышеизложенное, участники круглого стола считают необходимым сформулировать следующие практические рекомендации для органов управления Российской Федерации различных уровней, учет которых будет способствовать совершенствованию трудового устройства инвалидов с умственной отсталостью.
1. Совершенствование законодательной и нормативно-методической базы в области организации трудового устройства инвалидов с умственной отсталостью, включения их в лечебный и производительный труд.
2. Налаживания социального партнерства учреждений различной ведомственной подчиненности, осуществляющих профессиональную реабилитацию инвалидов с умственной отсталостью при координации органов социальной защиты.
3. Организация системы подготовки и повышения квалификации кадров специалистов для системы профессиональной реабилитации и трудоустройства, в частности, инвалидов с умственной отсталостью.
4. Организация эффективной системы профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и
производственной адаптации инвалидов с умственной отсталостью.
5. Введение специалистов-кураторов в службе занятости для сопровождения трудоустройства;
6. Поддержка действующих и создание новых специализированных предприятий и лечебно-производственных мастерских для инвалидов с умственной отсталостью;
7. Предоставление целевого государственного заказа специализированным предприятиям и лечебно-производственным мастерским для инвалидов с умственной отсталостью;
8. Внедрение системы поддерживаемого трудоустройства;
9. Развитие и поддержка работы на дому и малого предпринимательства для трудоустройства людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Резолюция принята на заключительном заседании международной конференции «Новые пути трудоустройства лиц с умственной отсталостью» 28 апреля 2006 года.
Конец.