On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
selena
администратор


Сообщение: 66
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.08 21:43. Заголовок: ВМЕСТЕ С НАМИ - о людях, которые в теме


В этой теме хотела бы предоставить слово людям, которые будут выступать на Круглом столе и уже направили тезисы.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 All [только новые]


selena
администратор


Сообщение: 83
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.08 22:59. Заголовок: Это не все - еще пов..


Это не все - еще повешу

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
администратор


Сообщение: 105
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: КавМинВоды
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.08 07:37. Заголовок: selena пишет: Это н..


selena пишет:

 цитата:
Это не все - еще повешу

Ой, Леночка, трудяга наша Только не зеленей. Буду теперь потихоньку вникать.

Спасибо: 0 
Профиль
OlgaLD
moderator


Сообщение: 118
Зарегистрирован: 09.04.08
Откуда: Россия, Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.08 07:19. Заголовок: :sm248: Еще не чита..


Еще не читала, но займусь

Сайт http://sunchildren.narod.ru/ Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 89
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:36. Заголовок: Задачи нормативно-пр..


Задачи нормативно-правового обеспечения
региональной системы помощи детям с РАС

Как показывает опыт многочисленных исследований, как отечественных, так и зарубежных специалистов, расстройства аутистического спектра (РАС) у детей встречаются чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. Однако, дети с аутизмом – пожалуй, единственная категория детей в России, не имеющая никаких перспектив интеграции в общество. Кроме Конституции РФ, нет ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего и обязывающего министерства и ведомства заниматься абилитацией и обучением детей с аутизмом. Отсутствие четких границ ответственности по проблеме аутизма между структурами здравоохранения и образования, делает невозможным не только оказание помощи, но даже выявление контингента детей с РАС.
Сегодня предстоит решать три взаимосвязанные задачи, связанные с расстройствами аутистического спектра: формирование социального заказа, организация дошкольного образования и организация обучения детей с РАС в школе. Действия государства должны быть системными, так как существующие проблемы носят системный характер:

I. Проблема формирования социального заказа
1. Отсутствие грамотных специалистов в диагностических службах.
Суть: В детских поликлиниках педиатры не знают первичных признаков аутистических расстройств, поэтому не в состоянии определить ребенка к группе риска по аутизму младше 3 лет. Специалисты ПНД и ПМПК склонны рассматривать таких детей через призму традиционных диагнозов (шизофрения, умственная отсталость), в том числе потому, что существующая система образования не готова к работе с расстройствами аутистического спектра.
2. Отсутствие типовых положений и ведомственных инструкций по организации обследования (диагностики) детей с РАС.
Суть: Существующий сегодня порядок прохождения психолого-медико-педагогических комиссий и диагностических осмотров в психоневрологических диспансерах (ПНД) не позволяет раскрыть способности ребенка с аутизмом. Для диагностики таких детей требуются, как специально обученные кадры и специфический регламент обследования, так и специально оборудованное помещение, расставленная особым образом мебель.
3. Подсчет контингента группы риска лишь по уже фактически оформленной инвалидности.
Суть: Официальные отчеты по статистике аутистических расстройств основываются на фактически оформленной инвалидности, в то время, как до службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) доходят далеко не все семьи. Инвалидность по-прежнему рассматривается родителями, как негативный фактор, влияющий на социальный статус и самооценку, как ребенка, так и семьи в целом.
4. Отсутствие межведомственной базы данных по детям с РАС.
Суть: ПМПК, ПНД и МСЭ находятся в разных ведомствах, также различны методы диагностики и квалификация персонала этих служб, поэтому точную численность детей с аутизмом определить невозможно. Один и тот же ребенок может присутствовать в нескольких списках.
5. Отсутствие профилактических и иформационно-провсетительских мероприятий.
Суть: По прежнему специалисты различных учреждений склоняют родителей к изоляции ребенка с аутизмом в специальных домах-интернатах. Государством не предпринимается никаких усилий по формированию адекватного общественного мнения к детям с аутизмом и их семьям.

II. Проблемы организации дошкольного образования
1. Отсутствие типовых положений и ведомственных инструкций по организации работы специализированных групп в детских садах.
Суть: Отсутствие разработанного на уровне министерства образования России документа (обязательного к исполнению) по организации групп для детей с аутизмом в условиях дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает произвол региональных ведомств в отношении количества и самого факта существования таких групп даже при наличии социального заказа. Вместе с тем, научить ребенка социальному взаимодействию в условиях исключительно индивидуальных занятий невозможно.
2. Отсутствие специализированной утвержденной методической документации по учебному процессу.
Суть: Отсутствие официально утвержденных методик по коррекции аутистических расстройств объясняет нерешительность и некомпетентность специалистов государственных и муниципальных детских садов, создает благоприятную среду для появления различного рода коммерческих организаций, осуществляющих возмездную коррекцию детского аутизма, качество услуг которых проверить и оспорить невозможно.
3. Отсутствие специально подготовленных педагогических кадров.
Суть: Стихийно формирующийся рынок частнопрактикующих специалистов обеспечивает отток ценных опытных педагогических кадров из дошкольных образовательных учреждений в среду, где заработок выше, а качество услуг никто не проверяет.

III. Проблемы организации обучения в школе
1. Проблема продолженности и преемственности специализированной психолого-педагогической помощи детям с РАС на этапе детский сад – школа.
Суть: В существующих общеобразовательных школах, а также в коррекционных школах, дети с аутизмом чаще всего обучаются индивидуально. Специалисты школ не в состоянии обеспечивать продолженность и преемственность психолого-педагогической помощи, которую оказывали ребенку с аутизмом в детском саду. В связи с чем, поступательное развитие ребенка с аутизмом, затормаживается, усиливается изоляция и вторичная аутизация, что способствует утере ранее приобретенных навыков.
2. Отсутствие типовых положений и ведомственных инструкций по организации работы специальных условий обучения детей с РАС в школах различных типов и видов.
Суть: Обязательные условия комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в школьном возрасте:
 Разработка индивидуальной программы обучения, с акцентом на первом этапе на формировании социально-бытовых навыков, а не достижении академических знаний;
 обучение ребенка с аутизмом в условиях класса, присутствие в школе и на занятиях сопровождающих лиц;
 групповое взаимодействие аутиста со сверстниками;
 индивидуальная логопедическая и психологическая помощь штатных специалистов школы
Сегодня все это недоступно детям с аутизмом школьного возраста, т.к. законодательно не определены условия обучения таких детей в школе.
3. Невозможность организации комплексной специализированной логопедической и психологической помощи.
Суть: Даже в условиях коррекционных школ, большинство детей с аутизмом не получают необходимой им специальной помощи логопеда и психолога, так как находятся на индивидуальном обучении. Отсутствие связи между педагогами школ и специалистами сторонних реабилитационных центров в отношении конкретного ребенка, обуславливает неравномерную нагрузку на ученика и низкую эффективность усвоения материала. В связи с чем, о комплексной абилитации в школьном возрасте говорить не приходится.
4. Отсутствие законодательно утвержденного института индивидуального сопровождения ребенка (волонтер, супервайзер).
Суть: Как показывает опыт обучения в школе, дети с аутизмом нуждаются в присутствии сопровождающего лица, который следит за тем, чтобы во время занятий ребенок с аутизмом не мешал окружающим, концентрировал внимание на преподавателе, и чтобы окружающие не мешали ребенку с аутизмом.
5. Отсутствие специализированной утвержденной методической документации по учебному процессу.
Суть: Отсутствие грамотно организованной комплексной помощи детям с аутизмом школьного возраста спровоцировано отсутствием официально утвержденной методической основы образовательного процесса. Педагоги часто резко негативно относятся к обучению детей с аутизмом в школе, в условиях класса, так как доступного методического инструментария для работы с такими детьми нет, а существующие внутриведомственные инструкции противоречат сути образовательного процесса детей с аутизмом.
Дети с расстройствами аутистического спектра – особая категория детей, нуждающихся в особых условиях абилитации, особом психолого-педагогическом воздействии и адекватном социальном взаимодействии со сверстниками.
Исключительность подхода к детям данной категории основывается на особом восприятии ими окружающей действительности. К сожалению, существующая сегодня система образования не способна учитывать особенности таких детей, выявлять и развивать потенциал детей с аутизмом. Несмотря на это, опыт стихийно созданных и существующих буквально «на птичьих правах» единичных экспериментальных площадок показывает, что успешное обучение детей с аутизмом в условиях детских садов и школ возможно. Однако, условия обучения должны быть адекватны потребностям детей, что на данном этапе невозможно реализовать в рамках традиционной системы обучения. Здесь необходимо напомнить, что по самым осторожным данным в России детей с аутизмом около 200’000 человек, и эта цифра стремительно растет. В этой связи, бессмысленно вести разговор о реформе всей системы образования под нужды конкретной категории детей. Однако, выход из создавшейся острой ситуации мы видим в создании сети специализированных региональных центров по коррекции РАС, в задачи каждого из которых должны входить, как абилитация детей в существующих группах, так и подготовка на этой базе специалистов детских садов и школ региона, функционирующих по месту жительства детей с аутизмом, а также адаптация существующих и разработка собственных методических материалов с учетом региональной специфики.
А пока, отсутствие государственной поддержки, произвол частнопрактикующих «специалистов» и дельцов от медицины ввергают родителей детей с аутизмом в состояние фрустрации, отражающейся на всех сферах жизни семьи, что, как правило, приводит к ее распаду. Остается надеяться, что усилия Правительства России в деле укрепления института семьи, будут обращены также к семьям, воспитывающим детей с аутизмом. Пока мы воспитываем своих детей не благодаря, а вопреки существующим законам.

Председатель Самарской городской общественной организации помощи детям-инвалидам с аутизмом и их семьям «Остров надежды»
Кондратьев Д.А.


Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 90
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:37. Заголовок: Председатель Пермско..


Председатель Пермской региональной общественной благотворительной организации "Общество помощи аутичным детям" Корелина Юлия Валентиновна

Тезисы для круглого стола на тему «Семья и ребёнок- инвалид»

1. Нет закона о специальном образовании, регламентирующего обучение детей - инвалидов.
2. В семье, где воспитывается ребёнок с расстройством аутистического спектра (далее РАС), как правило, мать вынуждена находиться постоянно с ребенком и не имеет возможности работать. В случае отсутствия одного из родителей материальное положение семьи резко ухудшается.
3. Чем тяжелее у ребёнка расстройство, тем больше он ущемлён в своих правах, так как считается необучаемым и не получает вообще никакой помощи, кроме пенсии по инвалидности.
4. В настоящее время в учебных учреждениях, где обучают детей с РАС, отсутствуют методики, программы, квалифицированные специалисты.
5. Отсутствуют социально-бытовые реабилитационные центры для детей с РАС.
6. Индивидуальная программа реабилитации, выдаваемая медико-социальной экспертизой, носит формальный характер.
7. Под прикрытием оптимизации имущественных, финансовых и кадровых ресурсов в Перми реорганизуется « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №155» путем слияния с общеобразовательной школой №73, что повлечёт за собой ущемление прав детей с РАС и их родителей.
8. 50 % детей с РАС не умеют говорить, при этом никто не рассматривает альтернативных способов обучения общению.
9. Отсутствие профессионального обучения.

В связи с выше перечисленным общество помощи аутичным детям г. Перми предлагает создать специальное учебное учреждение для детей с РАС, которое возьмёт на себя:
- диагностику заболевания;
- обучение по специальным методикам;
- социально-бытовую реабилитацию;
- организацию дополнительного образования;
- обучение альтернативной речи;
- предпрофессиональное и профессиональное обучение;
- организацию групп продленного дня;
- информационно-правовую и социальную поддержку семей детей с РАС.




Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 91
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:38. Заголовок: «Организация медици..


«Организация медицинской помощи и реабилитации детей-инвалидов»
Проведение круглого стола на тему: «Семья и ребенок – инвалид» особенно актуально в настоящее время и не только потому, что он проходит в Год Семьи, объявленный Указом Президента Российской Федерации, а и потому, что карди-нальное решение проблем семей имеющих детей инвалидов давно стало объек-тивной необходимостью.
Но прежде чем перейти к основной части моего выступления, касающегося решению проблем реабилитации детей, мне бы хотелось коротко остановиться на одном из аспектов организации медицинской помощи детям. Всем известно, что 10 мая 2006 года – Президент страны в своем Послании Федеральному собранию поставил задачу преодоления демографического кризиса, в котором сейчас нахо-дится Россия, и сформулировал основные направления политики государства в этой области. В интересах решения этой задачи за прошедшие годы было сдела-но не мало, особенно в части обеспечению государственной материальной под-держки семей, имеющих детей, а так же стимулирования повышения рождаемо-сти. Но, в то же время, сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, с одной стороны стремиться поднять рождаемость, а с другой – не прилагает дос-таточных усилий для того, что бы сохранить жизнь и здоровье уже рожденных де-тей. И это не удивительно, особенно на фоне того, что Общественная палата при-знала состояние здравоохранения неудовлетворительным и не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Однако даже с учетом такой справедливой оценки состояния здравоохране-ния, законное возмущение вызывает то обстоятельство, что на фоне стабильно профицитного бюджета страны и огромных денежных средствах, накопленных в различных фондах, родители детей, попавших в критические ситуации вынужде-ны, образно говоря, идти по миру с протянутой рукой, умоляя собрать деньги для финансирования оказания медицинской помощи своим больным детям. Мы без-условно должны приветствовать подвижничество отдельных граждан России, та-ких как Чулпан Хаматова, поощрять пожертвования простых людей, оказывающих помощь, в том числе и финансовую, детям, попавшим в критические ситуации. Однако хотелось бы получить ответ и на вполне законный вопрос, а почему этим не занимается государство и кто персонально несет ответственность за то, что из-за созданных бюрократических препон больной ребенок умирает или становиться инвалидом, так и не дождавшись государственного финансирования необходимой ему медицинской помощи?
Совершенно дикий механизм решения вопроса о финансировании таких ме-дицинских мер, особенно если это касается значительных сумм (огромных для родителей и совершенно не значительных для государства), бесконечная череда согласований и сбора подписей, зачастую приводит к тому, что ребенок умирает, так и не дождавшись положительного решения этого вопроса. Давно назрела не-обходимость создать в бюджетах всех уровней специальные фонды для немед-ленного финансирования оказания экстренной медицинской помощи детям, ока-завшимся в критической ситуации. При этом механизм такого финансирования должен быть максимально упрощен, сокращен по времени, что позволит оказать такую помощь ребенку своевременно. Контроль обоснованности выделения таких средств должен быть перенесен во времени и осуществляться не до их выделе-ния, а после проведения финансирования с тем, чтобы это не препятствовало не-медленному оказанию больным детям необходимой помощи.
Все это в сочетании с введением жесткой персональной ответственности лиц, не обеспечивших своевременное финансирование оказания экстренной ме-дицинской помощи больным детям, поможет спасти тысячи жизней и, безусловно, будет работать на улучшение демографической ситуации в России.
Не менее парадоксальная ситуация сложилось с осуществлением комплекс-ной реабилитации детей – инвалидов. Создание педиатрических бюро МСЭ, к со-жалению, не изменило ситуацию в лучшую сторону и не содействовало, вопреки ожиданиям, улучшению профилактики инвалидности. И если раньше все недос-татки в реабилитации детей – инвалидов старались объяснить отсутствием средств, то в настоящее время становится ясно, что дело не в средствах, а в той политике, которую в отношении данной категории инвалидов проводит Прави-тельство России, а также в фактическом отсутствии эффективной системы управления этим весьма сложным процессом. Необходимо отметить, что в начале 90-х годов прошлого века Россия, как и многие страны мира, попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной, социальной, но, уже в начале этого века произошел очередной поворот, и были фактически лик-видированы даже те незначительные позитивные изменения, которых удалось достичь в 90-е годы.
У детской инвалидности есть ряд важных специфических особенностей, кото-рые в настоящее время при проведении комплексной реабилитации учитываются недостаточно или вообще не учитываются:
• во – первых, во многих случаях (врожденная или возникшая в первые два-три года жизни инвалидность) возникает необходимость не реабилитации (то есть восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособно-сти), а абилитации (создании условий для формирования функций организма, начиная с самых ранних этапов его развития), что является качественно иной проблемой ;
• во – вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обу-чение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью ком-плекса реабилитационных мероприятий, а для подростков – инвалидов, оценка их профессиональных потенциальных возможностей, профессиональная ориента-ция, профессиональное обучение и последующее рациональное трудоустройство является определяющими условиями достижения ими экономической независи-мости и интеграции в общество;
• в – третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте, высокий процент социального сиротства ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участни-ками процесса реабилитации;
• в – четвертых, при проведении реабилитации детей – инвалидов необходи-мо учитывать, что появление в семье ребенка – инвалида всегда резко меняет весь уклад жизни семьи, требует формирования иных обязанностей и внутрисе-мейных связей, нередко приводит к разрушению семьи и это притом, что именно семья становиться основной компонентой всего реабилитационного процесса;
• в – пятых, специальной задачей, которая в настоящее время почти не учи-тывается при реабилитации детей-инвалидов, становится интеграция в общест-во, в том числе и в детсадовский или школьный периоды их жизни, а также необ-ходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инва-лида с детства.
Отмеченные особенности детской инвалидности определяют необходимость тесного взаимодействия структур здравоохранения, образования, социальной за-щиты, занятости, выделения комплексной реабилитации детей-инвалидов как особого, самостоятельного раздела общей проблемы помощи инвалидам.
В настоящее время в реабилитации детей-инвалидов фактически отсутствует момент преемственности: если в дошкольном и школьном возрасте система ме-дицинской и психолого-педагогической реабилитации хотя бы в каком-то виде и не для всех видов инвалидности существует, то, становясь взрослыми, инвалиды с детства сталкиваются с непреодолимыми проблемами. Реальное трудоустройст-во детей – инвалидов и инвалидов с детства и, как следствие, создание условий для их экономической независимости, затруднено отсутствием стройной системы ранней профессиональной реабилитации, включающей определение профессио-нальных потенциальных возможностей, систему профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства. Особенно остро стоит вопрос решения проблем ранней оценки доступности рабо-чих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений. Так называемые «трудовые рекомендации», которые получают ин-валиды, относящиеся к этой категории в результате освидетельствования в Бюро МСЭ, крайне несовершенны и не только не способствуют рациональному трудо-устройству, но и часто препятствуют ему. Особенности профессиональной реа-билитации данной категории инвалидов в настоящее время фактически не учиты-ваются, так как структуры, обязанные способствовать реализации права детей-инвалидов и инвалидов с детства на труд - прежде всего, Бюро МСЭ, - не способ-ны эффективно решить эти проблемы и фактически самоустранились от этой ра-боты.
Все это настоятельно требует совершенствования системы медико – социаль-ной экспертизы и комплексной реабилитации данной категории инвалидов, а так-же оказания всесторонней помощи семьям, в составе которых имеются дети – инвалиды, активному включению таких семей в процесс их реабилитации. Это по-будило авторский коллектив Центра социального проектирования РАЕН разрабо-тать в 2006 году Концепцию совершенствования системы медико – социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей – инвалидов, которая вошла в со-став Специального доклада Уполномоченного по правам человека в РФ «О со-блюдении прав детей – инвалидов в Российской Федерации» и была рекомендо-вана для внедрения.
Не смотря на то, что с момента опубликования указанного выше доклада про-шло около двух лет, никаких попыток реализовать предложенные нами меры по улучшению сложившейся ситуации с комплексной реабилитацией детей - инвали-дов предпринято не было. За это время нами предложенная Концепция была до-работана и дополнена и мы представляем Вам новый, доработанный ее вариант. Необходимо четко понять, что решить проблему комплексной реабилитации детей инвалидов возможно только изменив всю систему данного процесса. Никакое «ла-тание дыр» и фрагментарное изменение сложившейся системы не даст положи-тельного результата, потому что только комплексно изменив подходы к реабили-тации этой категории инвалидов и внедрив новую, основанную на современных инновационных технологиях систему управления этим процессом можно добиться того, что бы дети – инвалиды перестали быть людьми второго сорта, а семьи, в которых они воспитываются, смогли получить реальную, действенную поддержку со стороны государства.

Генеральный директор
Центра социального проектирования РАЕН
Действительный член
Российской Академии Естественных Наук,
Российской Академии Социальных Наук,
Доктор социологических наук, профессор
С.Н. Кавокин


Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 92
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:39. Заголовок: Практика реализации ..


Практика реализации прав ребенка-инвалида и его семьи

Взаимодействие Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» с государственными и муниципальными учреждениями по реализации права на реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Заместитель председателя
Боброва Анна Владимировна

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» была создана 10 января 2000 года родителями детей – инвалидов, самими молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью организации является содействие в создании детям и молодым людям с ограничениями в жизнедеятельности равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, реабилитация и интеграция их в общество.
В первую очередь, социально – реабилитационные программы «Верас» направлены на поддержку детей со сложными сочетанными ограничениями и их родителей, так как чаще всего эти семьи оказываются изолированными от общества и, как, результат, ограничены в ресурсах.
В настоящее время НРООПДиМ «Верас» взаимодействует с 547 семьями, воспитывающими детей и молодых людей с ограниченными возможностями: умственные ограничения, аутизм, эписиндром, нарушения опорно-двигательного аппарата, комбинированные (сочетанные) ограничения и др. Вышеназванные семьи проживают, как в г. Нижнем Новгороде, так и в районных городах и поселках Нижегородской области. Для того, чтобы взаимодействие с семьями происходило более эффективно, «Верас» развивает межведомственное сотрудничество, в т.ч. с Департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Департаментом образования Нижегородской области, Департаментом образования и социально – правовой защиты детства Администрации г. Нижнего Новгорода, Департаментом здравоохранения Нижегородской области, местными учреждениями, госструктурами, общественными организациями и др.
Но наряду с положительными практиками существуют и проблемы реализации прав ребенка и его семьи, которые необходимо решать как на региональном, так и на федеральном уровне:
- отсутствие координации усилий, направленных на решение одной задачи, межведомственная и межсекторная разобщенность;
- слабая информированность семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями о правах;
- недостаточные возможности обмена лучшими практиками, как внутри региона так и межрегионально;
- отсутствие системы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
- отсутствие сертифицированных программ для работы с детьми с тяжелыми и множественными ограничениями;
- отсутствие сохранения льгот для педагогических работников в учреждениях социальной защиты и здравоохранения;
- отсутствие ведомственных административных и нормативных механизмов, обеспечивающих применение законов и их исполнение.

Поэтому приоритетными направлениями деятельности НРООПДиМ «Верас» являются:
- Объединение родителей для защиты и реализации прав детей с ограниченными возможностями, активизация родительского потенциала для воспитания ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в семье.
- Накопление, апробация, распространение опыта ре- и абилитации детей и молодых людей с ограничениями путем деятельности ресурсного центра.
- Развитие программы раннего вмешательства;
- Создание модели и развитие службы социального, психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями и их родителей в образовательные, социальные и реабилитационные учреждения: адаптационные группы, организация семинаров и поддержки для родителей, взаимодействие со специалистами других учреждений, совместные консультирования.
- Организация и проведение информационно-практических семинаров по ре- и абилитационным технологиям для специалистов, работающих в области социальной и психолого–педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и родителей, воспитывающих детей с ограничениями.
- Укрепление межведомственного взаимодействия, планирование и проведение совместных мероприятий с представителями районных администраций, в т.ч. с управлением социальной защиты районов, образования и здравоохранения, социальными и реабилитационными учреждениями, местными НКО путём проведения рабочих встреч и круглых столов.
- Объединение усилий общественных организаций, государственных учреждений, международных партнеров, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, для достижения общих целей.
- Информирование общественности с привлечением СМИ, размещения информации на сайтах партнерских организаций и рассылки о важности программ ре- и абилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, социального и психолого – педагогического сопровождения семей, воспитывающих этих детей.
В связи с тем, что наша организация постоянно расширяет услуги и проводит достаточно обширную деятельность, в марте 2006 года был заключён договор о социальном партнёрстве с Департаментом социальной защиты населения, труда и занятости населения Нижегородской области по организации и развитию ресурсного центра на базе НРООПДиМ «Верас».
В конце июня 2007 года в результате трехстороннего сотрудничества («Верас», международная организация «Звезда надежды», Департамент образования) был открыт Консультативно-диагностический центр (КДЦ) при поддержке Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода.
Важным аспектом явилось то, что организация «Верас» пролоббировала решение Администрации города о присвоении Консультативно – диагностическому центру статуса экспериментальной площадки. Это позволяет применять в свободном режиме новые для России ре- и абилитационные и образовательные международные технологии, адаптировав их к местным условиям. Сейчас начинается систематизация полученных знаний и опыта от шведских партнеров. И здесь будет, в первую очередь, учтен опыт работы с детьми, имеющими аутизм, комбинированные ограничения. Ведь до начала сотрудничества со шведскими партнерами эти дети часто официально признавались «необучаемыми», практически они не получали никакой помощи специалистов. Сейчас ситуация стала меняться в положительную сторону, благодаря систематической совместной деятельности в рамках проекта.
Для того, чтобы улучшить ситуацию предоставления ре- и абилитационных услуг и образовательных услуг на местах, к информационно – практическому обучению на семинарах во время проведения летних смен в Областном центре социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец» были привлечены специалисты из существующих реабилитационных учреждений г.г. Павлово, Городец, Арзамас, отделений реабилитации центров социальной помощи семье и детям г.г. Нижний Новгород, Балахна, Кулебаки, а также из образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода, Кстово. Положительным эффектом явилось то, что в этот период в центре «Юный нижегородец» принимали участие в социально – реабилитационных сменах дети с инвалидностью и их родители из тех районов и центров, откуда были приглашены для обучения вышеназванные специалисты. В результате практически было налажено взаимодействие специалистов и родителей. На практике применены полученные знания. Все родители получили консультации по развитию своего ребенка шведских специалистов и сотрудников «Вераса» с участием местных специалистов. Надо отметить, что это были уникальные по значимости смены. Для участия и проведения социально – реабилитационных смен «Мать и дитя» в центре «Юный нижегородец» в июне – августе 2007г. всего был приглашен 41 человек: специалисты и эксперты из социальных, реабилитационных учреждений Нижегородской области, г. Москвы, Республики Беларусь, Швеции, волонтёры из Германии.
Надо отметить, что команда специалистов «Верас» после такого проведенного интенсивного курса обучения родителей и местных специалистов проводила дальнейшее отслеживание ситуации на местах. Практически были совершены консультационные выезды в районные города области: Городец, Арзамас, Кстово, Семенов, Кулебаки. В районных учреждениях местными специалистами стали применяться полученные знания. Впервые с сентября была расширена целевая группа получателей реабилитационных услуг этих учреждений, так как теперь специалисты не боялись оказывать необходимую социально – педагогическую и психологическую помощь детям с аутизмом, комбинированными, сложными ограничениями и их родителями.
Развивается взаимодействие между учреждениями как одного профиля, так и межсекторное взаимодействие, устанавливается преемственность при сопровождении ребенка. Таким примером может служить группа детей с аутизмом и другими сложными ограничениями (6 человек), которые ранее посещали службу социальной адаптации «Ступени» в центре социальной помощи семье и детям «Журавушка», организованную НРООПДиМ «Верас» в системе соцзащиты. В настоящее время эти дети обучаются в коррекционной школе № 39 (образование), при этом специалисты службы «Ступени» и педагоги школы № 39 получают организационно-методическую поддержку в Консультативно-диагностическом центре, созданном по инициативе НРООПДиМ «Верас» при поддержке Департамента образования г. Н.Новгорода.
Еще одним положительным эффектом является повышение уровня знаний у родителей, формирование у них активной жизненной позиции. Активные родители и представители НКО получили необходимую информацию в доступном формате по технологиям реабилитации детей со сложными комбинированными ограничениями и особенно детей с аутизмом. Многие из родителей повысили свой личностный потенциал и, как следствие, появилась уверенность в своих силах. Специалисты консультативно – диагностического центра, в свою очередь, закрепляли полученные навыки на занятиях в адаптационной группе. В результате совместных действий сотрудников междисциплинарной команды с родителями за 6 месяцев получили хороший эффект развития этих детей. И теперь у них появилась возможность посещения дошкольных учреждений в следующем учебном году.


Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 93
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:40. Заголовок: Опыт работы Учебно-п..


Опыт работы Учебно-производственного комплекса «Федоровец»
при специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе-интернате № 102 г. Москва
по постшкольной адаптации выпускников

До настоящего времени профессиональная подготовка не является определяющей в последующем трудоустройстве выпускников. Значительная часть их либо не работают совсем, либо работают не по приобретенной специальности. Основные причины такой ситуации мы видим в следующем:
1. Трудоустройство инвалидов было и остается обузой для служб занятости и работодателей.
2. Профессиональная подготовка, как правило, осуществляется без учета реального рынка труда.
3. Многие образовательные учреждения не приспособлены к профессиональной подготовке из-за слабой материально-технической базы, нехватки квалифицированных мастеров трудового обучения.
4. Отсутствует законодательно оформленная система непрерывного сопровождения ребенка с проблемами в развитии, которая должна предусматривать диагностику и медицинское обслуживание, возможность получения дополнительной профессиональной подготовки и т.д.
Кроме того, следует более внимательно отнестись к подготовке учителей трудового обучения, открыть в образовательных округах центры профессиональной ориентации и социальной адаптации, как варианты типовых центров сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, где в полном объеме может быть реализован принцип сопровождения таких детей.
Задача начальной профессиональной подготовки детей с нарушениями в развитии рассматривается нами как многофакторная творческая проблема. От того, как организовано взаимодействие каждого участника процесса обучения и воспитания, каковы отношения в педагогическом коллективе, как каждый из членов коллектива понимает свою роль в образовательно-воспитательном процессе в значительной степени зависит конечный результат такой работы – высокая профессиональная, социальная и личностная компетентность наших воспитанников.
Основные задачи, которые были поставлены при создании комплекса, к сожалению, и сегодня не утратили своей актуальности:
* реальная профессиональная подготовка выпускников специальных учебных заведений. Предоставление им возможности овладения профессией, которая не только позволила бы упорядочить материальную сторону их жизни, но и помогла почувствовать себя полноценными людьми, способными самостоятельно выбирать место работы;
* социальная и трудовая адаптация детей во время переходного периода (от школы к работе), способствующая менее болезненному вхождению в агрессивную социальную среду самостоятельной жизни.
Что значит реальная профессиональная подготовка? Дети, имеющие органическую патологию, попадая в интернат, воспитываются в условиях искаженной, однородной среды. Они не знают реальной жизни, так как жизнь в специальном учреждении облегченная, упрощенная. У выпускников может сформироваться ошибочное представление о реальности. Это повлечет за собой
массу психологических и бытовых проблем, которые порой сложно преодолеть молодому человеку. Эти проблемы касаются, в частности, и их профессии. Мы считаем неправильным занимать своих учеников «работой ради работы». При таком подходе ни одно предприятие наших выпускников не возьмет, а они не смогут понять причины отказа. Одним из основных принципов организации работы в УПК «Федоровец» является материальная заинтересованность. Дети обязательно должны получать за свой труд заработанные деньги, выполнять настоящие, реальные заказы и нести ответственность за результаты своего труда согласно общим нормам. Иными словами, коммерческая сторона деятельности предприятия имеет особый этический и психологический смысл. Денежный эквивалент труда этих подростков есть признание их социальной нормы, их человеческой адекватности.
Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что смена целей влечет множество внешних смысловых изменений. Подросток должен почувствовать, что его жизнь меняется. Прежде всего, новая трудовая деятельность должна осуществляться не в школьном помещении. Там все должно быть по-другому – мебель, рабочие места, режим, обязанности. Большое внимание приходится уделять материально-технической базе, оснащению мастерских-цехов не только оборудованием, но и нужной литературой, наглядными пособиями. Оборудование должно быть новым, современным, безопасным. Учебные мастерские – это не склад старых станков. Только в таких условиях подростки смогут эффективнее адаптироваться к реалиям современного производства.
Для того, чтобы дети быстрее адаптировались к изменившимся условиям, наш педагогический коллектив стремится окружить их атмосферой доброжелательности, сопереживания неудачам, ответственности за совместный труд.
Многолетний опыт работы позволяет сформулировать следующие актуальные проблемы учреждений подобного профиля.
1. При всем многообразии методов, форм, технологий начальной профессиональной подготовки важно не упустить самого главного – особенностей субъекта педагогического воздействия.
В последнее время в систему профессиональной подготовки приходит большое количество детей со сложной структурой дефекта. Работа с ними должна начинаться с индивидуальных занятий. Они могут проходить в общем помещении, но на расстоянии от всей группы, с отдельным педагогом. Можно заниматься в минигруппах, в которых мастеру помогает более продвинутый подросток (детям часто комфортнее работать со своими сверстниками).
2. Многие проблемы ребенка проявляются лишь при вступлении его в подростковый период. Именно тогда и начинается серьезная профессиональная подготовка. А у подростка происходят психофизиологические и гормональные изменения, он переоценивает свое отношение к миру и к самому себе, начинает осмысливать свои трудности. Те дефекты, которые не мешали учиться в школе, становятся серьезными препятствиями для овладения трудовыми навыками. Соответственно, актуальной остается задача коррекции двигательной, сенсорной, познавательной и речевой сфер.
3. При переходе в УПК часто приходится заново проводить диагностику, оценивать прогноз развития ученика.
4. Для повышения эффективности профессионального образования проводится работа с коллективом подростков. Для решения этой задачи необходимо не менее двух-трех лет работы с каждой группой. Обучение в условиях разделения труда, когда каждый вносит свой вклад в окончательный продукт, требует формирования стабильного трудового коллектива.
5. Процесс адаптации осложняется еще и тем, что большинство подростков имеют выраженные трудности в эмоционально-волевой и познавательной сферах. Но мы считаем, что даже подростки с грубыми дефектами могут приходить в мастерские, наблюдать за процессом труда, получать небольшую оплату за выполнение простой просьбы, незначительного поручения (что-то принести, уложить и т.д.). Требуется специальная организация способов взаимопомощи и поддержки. Дети не должны бояться допущенных ошибок, брака, скрывать их. Затруднения специально обсуждаются, ошибки совместно исправляются. Организация совместной деятельности подростков сочетается со строгим индивидуальным подходом – изучаются особенности каждого ученика, его интересы, возможности. В соответствии с этим ребенок выполняет операцию в общем процессе труда, в необходимых случаях ему готовится специальный инструмент, определяется объем и темп работы, ее режим в течение дня (возможны дополнительные перерывы в случае утомления и т.д.). Индивидуально решается вопрос о работе на различных механических приспособлениях. Дети размещаются за рабочим столом не в случайном порядке, а в зависимости от возможности их общения друг с другом, взаимного интереса т.д.
Коллектив, группа при правильной организации активизируют деятельность личности, способствуют более полному проявлению и развитию ее творческого потенциала. Этот важнейший феномен групповой жизни известен под названием «социальная фасилитация», то есть «облегчение», активизация деятельности людей в условиях группы.
Проводятся консультации психолога, дефектолога, логопеда, врачей – невропатолога и психиатра, специалистов по движению. Это позволяет правильно определить наиболее целесообразную последовательность выполнения трудовых задач, создавать временные рабочие места с учетом состояния здоровья, интересов и наклонностей подростков.
Нельзя эксплуатировать много лет одни и те же виды труда, часто бессмысленные. Подростки должны видеть конкретный результат своего труда и чувствовать, что они приносят пользу. Даже овладев только одной простой операцией, ребенок может использовать ее в разных ситуациях, получая разные изделия. Тогда возможно и его личное творчество, и это важно для полноценной эмоциональной разгрузки.
Важным достижением работы УПК является снижение правонарушений среди подростков. Это обусловлено не только целесообразным распределением их времени на данном жизненном этапе, но и изменением самосознания, системы личностных ценностей.
В условиях, когда практически не работает система квотирования мест для инвалидов, существование УПК «Федоровец» делает небезнадежным положение выпускников с осложненной структурой дефекта после окончания обучения. Они знают, что смогут вернуться сюда работать. Даже после устройства их на работу мы осуществляем индивидуальный контроль, помогаем им входить в новую среду, проводим собеседования в коллективе, где работает подросток.



Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 94
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:42. Заголовок: «Проблемы воспитания..


«Проблемы воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: право и реальность»
Н.Л. Гузик

У нас везде умеют создать проблему.
Не рождаются дети – проблема, надо платить.
Рождаются дети – проблема. Надо платить.
Потому что лечить не умеем. Воспитывать не умеем. Да и семьи эти… чего-то постоянно хотят.
Беспокойный у нас народ. Все строят из себя умных и чего-то требуют. Покоя чиновникам при власти не дают.
А в семьях как? В семьях пытаются выжить. Даже родив детей, которых государственная машина списывает как брак. Мы, здесь собравшиеся, все знаем о чем я говорю: рождение больного ребенка – это катастрофа в семье. Испытание её на прочность.
Как сталкиваются они с реальностью – так и пропадает желание жить.
Или наоборот от злости и назло всем слонам и мухам впрягаемся и пашем. Вместо больниц и школ, вместо детских садов и социальных служб. Все ложиться на плечи семьи. «За грехи», так сказать.
И невдомек тем, кто считает эти семьи изгоями общества, что эти дети и эти семьи если и виноваты в чем-то, то только в том, что имеют силы выжить.
Имеют силы не дать этим детям погибнуть.
Имеют силы сделать так, чтобы жизнь этих детей стала счастливой.

Мы не верим диагнозам. Не верим окончательным приговорам. Не верим, что наши дети – «овощи». Иногда и не такое услышишь. «Кусок мяса» - как Вам?

На родильном столе услышать «может, сдашь?» - это норма для наших родильных домов.
Но самое веселое начинается после приезда домой.
Зачастую для мамы и папы этот ребенок становится центром Вселенной. Они мечутся в поиске выхода из положения, зажатые между нравственными устоями общества, отвергающими их, и собственным чувством к родному человечку, нуждающемуся в помощи.
А социальные и медицинские службы вместо психологической поддержки и помощи, твердят: «У него же в голове одни стволовые клетки. Пусть бы умер». Поверьте, я не свои слова говорю, достаточно высококвалифицированного врача – неонатолога. Когда я в ответ сказала, что у меня такой же сын, дожив до 20 лет поступил в университет, смутилась, но мнения не изменила.

Итак, обозначаю проблемы:
1. По немного устаревшей статистике Минобрнауки России, которой я располагаю, дети с ограниченными возможностями здоровья, составляют 4,5% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях. А по данным Росстата, при общем количестве детей-инвалидов 590 тысяч человек, получают образование 250 тысяч. Из них 140 тысяч обучаются в общеобразовательных школах, 40 тысяч – на дому и 70 тысяч – в системе специального образования. Отсюда вывод – 45% детей-инвалидов школьного возраста не учатся нигде!

Система воспитания и образования тяжелых детей с особенностями развития, такими как олигофрения, аутизм, синдром Дауна, а до недавнего времени и ДЦП с фенилкетонурией, сводится к помещению этих детей в социальные интернаты, где они окончательно деградируют. Огромные затраты на их содержание до 18-летнего возраста в домах-интернатах 8 вида сплюсовываются с затратами на содержание их же до самой смерти в домах инвалидов и престарелых.
Считаю нужным напомнить, что в развитых странах, где умеют считать каждую копейку, на такие затраты не идут – там предпочмитают вкладывать деньги в воспитание и образование. Но у нас страна богатая и может себе позволить так швыряться деньгами и людьми…

Но это одна сторона медали.

Вторая сторона – ребенок остался с родными и близкими. Они решили, что им такая нагрузка по силам.
НО. Они имеют права не знать, что это работа на всю жизнь.
Что выходных не будет.
Что если уж мы говорим о реабилитации детей-инвалидов, то этот процесс ограничен временем. Если с ребенком не работают С РОЖДЕНИЯ, в так называемый ранний период, то, впоследствии, мы получаем кучу проблем с адаптацией уже состоявшегося инвалида в общество.
Таким образом, вопрос абилитации ребенка самими родителями с помощью квалифицированных специалистов стоит очень остро.
Недавно одна из мам из Москвы, определив своего ребенка в группу детского сада для слабовидящих детей с ЗПР, мне написала: «Оказывается, так легко обустроить квартиру для реабилитации нашего сынишки. А мы и не знали!»
Их не учат. Не считают необходимым даже тех, кто мечется в поиске информации.
Таких немного, кто не сгибается. Их бы ценить и дать возможность учиться за государствекнный счет! Дать возможность спасти своего ребенка и кучу других вокруг.
А реально: еще одну мою знакомую, маму из Петровска-Забайкальского Читинской области, службы пенсионного фонда потащили в суд, чтобы возвратить пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Причина – её приняли на работу в школу, чтобы ОНА ОБУЧАЛА СОБСТВЕННОГО СЫНА на дому, которого отказались обучать городские власти. Оказывается, если ты обучаешь ребенка сам, то уход за ним ты не осуществляешь!
И её все-таки заставили выплатить деньги в пенсионный фонд. Несмотря на то, что мы везде писали – начиная с омбудсмена и кончая Минобром.

Желающих учиться не так много. Но они есть. Поддержать их, написав в индивидуальную программу реабилитации КАЖДОГО малыша с проблемами в развитии: «один из родителей имеет право получить образование дефектолога за государственный счет». Через 10 лет государство получит экономический эффект, какой и не снился!

Но для этого надо изыскать деньги. И не маленькие. Кто спонсирует в будущее России?

Но острой проблемой является и вопрос подготовки специалистов.
Мало ВУЗов, которые готовят дефектологов. На словах, на бумаге, они, вроде, есть. Но по каким программам их готовят? Николай Николаевич Малофеев может подтвердить мои слова: издание книг института коррекционной педагогики - очень сложная проблема. Публикация книг наших реабилитационных центров, разработавших уникальные методики, котрыми восхищались и зарубежные специалисты – точно так же.
Распространение их – отдельная «сага».
Я еженедельно выпускаю в интернете рассылку «Папам и мамам об особых детках». 4000 подписчиков по всему миру. В ней помещаю рассказы о том, как надо заниматься с детьми. Не свои, в большинстве случаев, а то, что по крохам собирают родители и библиотеки и присылают мне. Разумеется, со ссылкой на автора и на произведение – я уважаю наши законы. Когда же встал вопрос об издании бумажного журнала – издательство ищу до сих пор. Полгода ищу. Невыгодная тематика. Оказывается, эта информация никому не нужна.

Н.Л.Гузик
председатель правления
некоммерческий благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития "ВИТА"


Спасибо: 0 
Профиль
Viator



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 10.04.08
Откуда: Россия, Белгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 15:56. Заголовок: selena пишет: «Проб..


selena пишет:

 цитата:
«Проблемы воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: право и реальность»

У нас везде умеют создать проблему.
Не рождаются дети – проблема, надо платить.
Рождаются дети – проблема. Надо платить.


Селена, исправьте пожалуйста, что это - мои тезисы.
Можно подписать: Н.Л.Гузик
председатель правления
некоммерческий благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития "ВИТА"
Заранее спасибо.

Мы не жалуемся, это - наш выбор. Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 95
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:43. Заголовок: О соблюдении права ..


О соблюдении права на образование детей – инвалидов с нарушениями психики

С.А.Морозов
Председатель РОБО «Общество помощи аутичным детям «Добро»,
доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО


В детском возрасте примерно две трети случаев инвалидности приходится на нервно-психические расстройства. Это достаточно широкая группа видов и форм патологии, и в особенно трудном положении находятся дети с такими нарушениями, как расстройства аутистического спектра, шизофрения, эпилепсия, выраженные степени умственной отсталости, сложные нарушения развития.
Отец девочки с аутизмом пишет: «Моей дочери шесть лет, мне уже пятьдесят, и я с ужасом думаю о том, что будет с ней, когда меня не станет». Предыдущее поколение уходит раньше, это естественно, но что заставляет родителей таких детей бояться, что дети проживут дольше них? Почему положение, безусловно, абсурдное с позиций общепринятой морали становится понятным и разве что не нравственным в сотнях, может быть, тысячах семей?
Сейчас принято опираться на общественное мнение, и мы тоже провели опрос, в котором участвовали около трехсот родителей детей с хроническими психическими расстройствами из десяти регионов России. Более 40% родителей испытывают беспокойство за судьбу ребёнка и характеризуют своё состояние как отчаяние и шок. Среди вопросов: 1) какие трудности возникают в семье в связи с психической патологией ребенка? Что в связи с этим Вам необходимо более всего? 2) В чем Вы видите основные потребности Вашего ребенка? Наиболее частые трудности:
• некомпетентность психолого-педагогических специалистов – 86,5%;
• недоступность адекватного образования – 83,0%;
• низкое качество диагностики, отсутствие ранней диагностики – 31,9%;
• отсутствие системы абилитации и реабилитации, неадекватность индивидуальной программы реабилитации (ИПР) потребностям детей с инвалидностью по психическим расстройствам – 34,8%.
Таким образом, основной акцент делается на нарушение права детей с психической инвалидностью на образование, причем мнения родителей и специалистов совпадают: 75% из 1200 педагогов и психологов специальных образовательных учреждений считают состояние образования детей с психической инвалидностью неудовлетворительным, а социальное сиротство – весьма вероятной жизненной перспективой.
Почему так происходит?
Отечественная система образования, в том числе и специального, сориентирована прежде всего на развитие интеллекта, точнее на то, чтобы ребенок получил определенное количество информации в установленные учебным планом сроки. Во-первых, при психических нарушениях интеллектуальные особенности дают не только и не столько более широкий разброс количественных показателей, но качественно иные характеристики, учитывать которые в рамках существующих методик и организационных форм невозможно. Во-вторых, помимо проблем познавательной деятельности (а часто и более значимо) встают трудности поведения, личностные и характерологические девиации; к работе с такими детьми педагоги и психологи и массовой, и специальной школы, как правило, не готовы. В-третьих, динамика развития при инвалидности по психической патологии определяется не только возрастными аспектами, но и особенностями заболевания, часто трудно предсказуемыми, и работа в условиях жесткого учебного плана становится, по меньшей мере, затруднительной.
Результат даже в наиболее благоприятных случаях оказывается неудовлетворительным: программа усваивается формально и не полностью, отношения с учителями и сверстниками складываются трудно, многие очень нужные для жизни навыки, которые обычно усваиваются сами по себе, ребенок так и не получает. Чаще – особенно при выраженных формах отклонений – используется индивидуальное обучение, где ни количество часов, ни качество подготовки преподавателей (ни в одном педвузе нет не то что специальности, даже спецкурса, посвященного особенностям индивидуального обучения) не позволяют достичь желаемого эффекта. Частым «решением» по-прежнему оказывается специнтернат или специальный детский дом, и к нарушению права на образование добавляется нарушение права ребенка-инвалида жить и воспитываться в семье.
В случае инвалидности по психической патологии право на образование неотделимо от права на абилитацию и реабилитацию. Все основные медицинские руководства считают лечебную педагогику основным направлением лечебно-коррекционных мероприятий при отклонениях в психическом развитии. Но если психолого-педагогическая коррекция начинается поздно и проводится в недостаточном объёме и с помощью неадекватных методов, абилитационные и реабилитационные мероприятия не могут дать возможного результата. Например, «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно» социально-педагогическую, социально - психологическую и ряд других жизненно необходимых направлений реабилитации не включает, в результате чего для очень многих детей-инвалидов индивидуальная программа реабилитации становится неэффективной или вовсе бессмысленной. Право на образование для детей-инвалидов по психической патологии смыкается вплотную с правом на жизнь.
Деятельность государства по реализации конституционного права детей с нарушениями психического развития на соответствующее их особенностям и возможностям образование родители оценивают в 1,4 балла по пятибалльной системе. С этой оценкой можно не соглашаться, но понять ее можно, и вот почему. Однажды в личной беседе профессор-психолог, тесно сотрудничающий с государственной системой образования, сказал, что в их регионе очень много делается для детей с аутизмом. Я спросил, что именно, и получил исключительно верно отражающий ситуацию ответ: «Что можем». Почему бы не делать то, что нужно детям?
Да, что-то меняется: в прошлом году в Федеральной программе «Дети России» уделили внимание семьям детей-инвалидов с некоторыми видами психической инвалидности, а в этом году – подготовке специалистов для работы с такими семьями. Но сколько лет понадобилось, чтобы сделать этот шаг, и когда результаты проведенных НИР будут внедрены?



Спасибо: 0 
Профиль
selena
администратор


Сообщение: 96
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 22:44. Заголовок: Все, ушла работать :..


Все, ушла работать

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
администратор


Сообщение: 130
Зарегистрирован: 02.04.08
Откуда: КавМинВоды
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 23:43. Заголовок: selena :sm120: ..


selena

Спасибо: 0 
Профиль
klim-s22



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 11.05.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.08 03:04. Заголовок: Как вы все успевае..


Как вы все успеваете?Я по готовому не успеваю за вами читать.Желаю вам всем замечательным МАМАМ сил и оптимизма

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 34 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет